Максимов Василий Максимович

Академик В.М. Максимов

Очерк М.М.Далькевича.

Таинственны условия зарождения потребности художественного творчества. В целом ряде поколения живет она, скрываясь и постепенно созревая, пока пробьется к жизни, часто при исключительно неблагоприятных условиях, но, раз проявившись, завладеет человеком всецело, направляет и ломает всю его жизнь, становится его миссией. Дед художника, поп-расстрига Ляменко, выходец из Малороссии, поселившийся на севере. Отец, Максим Лямин, и мать, дочь дьячка, - государственные крестьяне д. Лошино Новоладожского уезда Петербургской губ. Труд, набожность, строгий порядок и дружное согласие царили в этой рабочей зажиточной крестьянской семье, где последним, четвертым ребенком родился 17 января 1844 г. В.М.Максимов. Отец деловитый и трезвый мужик, любил читать "Часы", "Апостола" и в свободное время обучал мальчика грамоте. Тихий, вдумчивый и любознательный ребенок заслушивался рассказами странников и прохожих, возвращавшихся с заработков и останавливавшихся в их избе на ночлег; в долгие летние вечера он любил часами один просиживать на высоком берегу Волхова, мечтая и забывая о сверстниках и играх. Только одна мать задумывалась над наклонностями своего Васютки. Незаурядным, мощным и величавым типом "русской женщины" является она в записках В.М. Побывав на богомолье в Соловках, Киеве, Москве и других отдаленных монастырях, исходив пешком всю Россию, все она подмечала, над всем задумывалась и успела передавать свои впечатления в ясных, живых образах. Беседуя с братьями семинаристами, приезжавшими домой на каникулы, она усвоила их знания по истории и географии, но как эти знания, так и свою грамотность таила в крестьянской среде ото всех, чтобы не выделяться, не нарушать "порядка", по которому "крестьянке это не подобно", и передавала их только сыну. Строгая и домовитая хозяйка, она не допускала его к крестьянским работам и не наказывала за испачканные рисунками стены, молча приводя их вновь в порядок. Оставшись после смерти мужа главой семьи, она определила сына в школу при соседнем монастыре, а умирая, когда ему шел лишь восьмой год, поручила заботам старшего брата.

Школа помещалась в упраздненной монастырской бане. Учитель - из сосланных на покаяние дьяков. Дети окрестных сел являлись со своими свечами для занятий, обучались грамоте, церковному пению, топили печи, подметали полы и под руководством своего наставника секли провинившихся товарищей. Подобная экзекуция послужила сюжетом для первой композиции В.М., - настолько удачной, что учитель узнал себя, и дебютирующий художник был нещадно наказан розгами. По окончании "курса", В.М. остался певчим в том же монастыре, работает урывками, жадно читает случайно попадающееся ему книги, но убедившись, что здесь он ничему не научится, покидает монастырь и просит брата отдать его к мастеру в Петербург. Желание мальчика исполнено. Найден подрядчик-иконописец, которому В.М. закрепощается по контракту. Здесь он спит на полу, считая за роскошь подстилку из войлока, убирает мастерскую, состоит на побегушках у хозяина, у его домочадцев и мастеров, грунтует доски, растирает краски и, не досыпая, не доедая, истощаясь непосильной работой, доходит до такого изнеможения, что засыпает сидя, за работой, и его будят побоями. Но не эта жизнь каторжника, доводит его до отчаяния, а то, что его ничему не учат, не оставляют возможности даже самостоятельно урывками работать. В.М. убегает от хозяина и, пользуясь приездом земляка, уезжает с ним в лодке домой, помогая за проезд грести и , где нужно, тянуть бечеву.

Первый жестокий опыт не убивает в мальчике стихийного влечения, не ослабляет его энергию. На двенадцатом году В.М. снова в Петербурге. Он поселяется у знакомого портерщика, по вечерам подает гостям пиво, урывками зарисовывая все, что видит, а днем ищет нового мастера-руководителя. Случай сводит его с иконописцем Ярыгиным, у которого есть помощник, вольнослушатель Академии (Зрачков), но нет ученика. Вновь заключается контракт на пять лет, при чем В.М. усиленно отстаивает те пункты, по которым ему разрешается в праздники ходить в церковь и посещать Биржевую рисовальную школу. Вновь начинается та же каторжная жизнь, что у прежнего хозяина: на единственного ученика взваливается не только вся черная работа по дому, но он должен колоть и таскать в квартиру дрова; в трескучий мороз, в одном нанковом халатике разносить по городу тяжелые доски с исполненными заказами, простуживается, попадает в больницу; от него отнимают свечи,чтобы он не читал по ночам; сжигают все его книги и пр. и пр. Но здесь его учат: дают рисовать с оригиналов и гипса, копировать красками с хороших образцов позволяют компоновать, рисовать с натуры, посещать воскресные рисовальные классы, ходить по соборам, где он видит хорошую живопись; у хозяина он иногда встречается с художниками и пользуется их случайными советами. Все это дает силы переносить лишения, труд, такую тяготу жизни, которая убила бы или навсегда озлобила всякого другого ребенка, но В.М. благословляет судьбу и делает такие успехи, что скоро заменяет мастера, и только его работами держится вся мастерская.

Наконец срок "учения" кончен. На семнадцатом году художник вступает в "новую жизнь", становится самостоятельным, живет в собственной комнате за 3 р. 50 коп. в месяц, запасается собственными "заказами", которые дают ему возможность не умереть с голоду, и усиленно готовится в Академию. В 1862 г. он успешно выдерживает экзамен, но сельский сход не выдает паспорта,требуя рекрутскую квитанцию, и, лишь устранив новое препятствие, В.М. поступает в Академию 7 января 1863 г. Опять та же голодная жизнь, когда обед в съестной кажется роскошью, те же грошовые заказы на иконы, портреты солдат, даже вывески... Но теперь все это переносится не только легко, но радостно, вознаграждается возможностью отдаваться любимому делу, блестящими успехами в Академии, где В.М. сразу выделяется на ряду с такими товарищами, как Репин, Поленов,Семирадский, Антокольский. Летом он так же неустанно работает в деревне с натуры,пишет первую картину "Больное дитя", за которую Совет Академии присуждает "золотую медаль за экспрессию". Невероятно быстро, только в три года пройден академический курс. Впереди остается лишь конкурс на заграничную поездку с хорошо обеспечивающей на 6 лет стипендией, а потом - звание профессора, теплое местечко в Академии, уютная казенная квартирка, тихая жизнь без забот, и печалей, почет и "слава", - все то, к чему стремились заветные мечты многих академистов, и что было так возможно и так доступно для В.М., судя по тому, как легко и успешно он проходил академический искус.

Но не эти мечты манили художника, который подчинялся лишь своему стихийному влечению. Крестьянская жизнь, те картины, которые запечатлелись у него с детства и продолжали слагаться в течение последующей жизни среди "своих", - притягивали к себе и требовали воплощения. Не выходя на конкурс и получив в 1866 г. диплом на звание художника, которое освобождало его от рекрутчины и власти сельского схода, В.М. радуется своей независимости, приобретенным знаниям и возможности всецело посвятить свои силы тому, для чего он жил . Окрыленный надеждами и верой в свои силы, с несколькими десятками рублей, вырученных за проданные картины, он уезжает в деревню, поселяется у брата в свободной избе, живет крестьянской жизнью и, на ряду с этюдами и небольшими картинами, работает над первой сложной композицией: "Бабушкины сказки". Здесь же он знакомится с живущим по соседству семейством генерала Измайлова, дочь которого Лидия Александровна, стала вскоре женой В.М. и до последнего дня делила с ним все радости и горести его подвижнической жизни.

Картина "Бабушкины сказки", удостоенная премии в Обществе Поощрения художеств и приобретенная Третьяковым, имела выдающийся успех, который достиг своего апогея с появлением в 1875 г. "Прихода колдуна на свадьбу". Эта новая картина - одно из самых крупных значительных произведений русской живописи - сразу создала автору имя, громкую заслуженную славу и звание академика.

Одобренный успехом и на время обеспеченный материально, В.М. деятельно принимается за новую работу, и в следующем году появляется "Семейный раздел", через три года - "Бедный ужин", тонкая, художественная, глубокая по настроению картина крестьянской жизни; спустя еще три года - "Больной муж", и только через семь лет - "Все в прошлом", трогательная элегия, самая популярная и всеми излюбленная картина, в десятках тысяч репродукций, копий и повторений проникшая в отдаленнейшие уголки России, прославившая художника так же, как его первые произведений.

На последующих Передвижных выставках, участником которых В.М. был с самого основания Общества, картины его появляются ежегодно, но только одна из них: "Лихая свекровь" 1893 г. напоминает о прежнем художнике. Потом они становятся все мельче, незначительнее, слабее по исполнению, в котором чувствуется усталость, надорванность человека, напрягающего последние силы. В течение целых тринадцати лет тянется это постоянное угасание, мучительная агония художественного творчества. Наконец с 1906 года В.М. больше не выставляет.Обремененный семьей, он не переставал нуждаться даже в блестящий период своего успеха, но затем нужда становилась все ощутительнее, острее. С 1907 года больной, усталый, забытый художник уже не может работать и живет исключительно на 50 р. ежемесячного пособия от Общества Поощрения художеств, все больше уходя от жизни, с истинно крестьянским смирением покорясь своей горькой судьбе, которая не скупилась вплетать все новые тернии в его увядший лавровый венок, пока измученная душа не рассталась с телом.

17 ноября 1911 г. Василий Максимович умер и похоронен на родине, в деревне, где протекли его детство и большая часть тяжкой, трудовой жизни.

Почему же так жестоко, так трагически сложилась и кончилась эта жизнь, - жизнь одного из наиболее крупных русских художников, с первых же выступлений завладевшего успехом, славой, для которого весь дальнейший путь обещал быть сплошным торжеством и победой?

Потому что он был художником, и т о л ь к о художником.

Ощущая и воспринимая жизнь и все явления ее острее, глубже и полнее, чем другие люди, подчиняясь безотчетной потребности воспроизведения видимого и переживаемого, - художник стремится вырвать из непрерывного движения жизни ее отдельные моменты и, запечатлев их в образах, - превратит мимолетное, скоро преходящее в постоянное, вечное. Чем совершеннее удается ему разрешение этой задачи, чем красноречивее его образы, чем сильнее они воспринимаются другими людьми, волнуя и проникая в их душу, тем полнее радость и удовлетворение самого художника, потому что этим исчерпывается его миссия, заполняющая все его существование и не оставляющая места ничему другому.

Главная


Сайт управляется системой uCoz