Мясоедов Григорий Григорьевич

Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из столпов того идейного направления живописи, которому служили Крамской, Ге, Ярошенко, Репин и другие художники, входившие в семью Товарищества Передвижных выставок. Покойный Мясоедов был именно учредителем этого товарищества, так пышно расцветшего потом во славу русского искусства. Мясоедов вместе с И.Н. Крамским и Н.Н.Ге был идейным вдохновителем и фактическим организатором "Передвижных выставок". С его легкой руки они получили свое начало и быстро развились и окрепли.

Г.Г.Мясоедов всю свою жизнь оставался верен и "Передвижным выставкам" и их заветам. Враг "искусства для искусстава",он стремился подчинить искусство известной идее, известному поучению. Такое направление в икусстве может легко породить неприятную и сухую тенденциозность; и "передвижники" в свое время терпили много нападок именно за эту тенденциозность. Но крупные художники доброго старого времени, создавшие Товарищество Передвижных выставок, умели не быть тенденциозными, и в то же время их творчество всегда было и содержательно и всегда оставляло в душе у зрителя глубокий след. Уходя с выставки, зритель чувствовал, что он побывал здесь не даром, но кой-чему научился, кой-что пережил и перечувствовал. Таким художником-учителем был и Г.Г.Мясоедов. Его творчество западало в душу и много говорило ей. И это не был мертвый разговор прописных истин, но проповедь горячего и живого сердца.

Г.Г.Мясоедов родился в 1835 году в родовом поместье Тульской губернии. Он начал проходить гимназический курс в Орловской гимназии, но не кончил курса, занявшись вместо того живописью и переселившись для этого в Петербург. Занятия искусством пошли у него с самого же начала блестяще. В 1859 году он успешно выдержал вступительный экзамен в Академию Художеств и уже через год, т.-е. в 1860 г., он получил большую серебряную медаль за картину "Деревенский знахарь". С этого года началась крупная известность Г.Г.Мясоедова. В 1861 году на академической выставке появилась его вторая картина "Поздравления молодых в доме помещика", удостоенная малой медали, а в 1862 году Мясоедов приобрел еще большую известность своей новой картиной "Бегство Гришки Отрепьева из корчмы на литовской границе". За эту небольшую , но чрезвычайно сильно и выразительно написанную картину, приобретенную потом в Музей Академии Художеств, Мясоедов получил большую золотую медаль и был отправлен за границу на казенный счет.

За границей Мясоедов, пробыл шесть лет и по возвращении в Россию стал деятельно хлопотать с организацией Товарищества Передвижных выставок. В 1871 году его хлопоты увенчались успехом: в этом году была открыта в Петербурге первая передвижная выставка. Г.Г.Мясоедов писал много и не замыкался в какой-либо строго ограниченный род живописи. Он не чуждался и пейзажа и отдал дань и историческому жанру. Но наиболее характерным для его творчества все-таки является крестьянский жанр - изображение крестьянского быта и обихода, при чем в картинах этого рода Мясоедов много внимания уделял и той природе, среди которой живет и работает русский крестьянин. Его картины "Косари", "Сумерки" и "Засуха" наглядно и убедительно говорят о стремлении художника объединить в одном гармоническом целом жанровые сцены с тихим и умиротворяющим пейзажем родной страны. От этих картин, в которых трепещет и бьется подлинная жизнь русского крестьянства, веет и подлинной русской природой - необозримыми полями с волнующейся рожью, тихими перелесками и пышными заливными лугами, над которыми то сияет ослепительное летнее солнце, то опускаются задумчивые сумерки.

Наибольшую известность Мясоедову создали картины: "Самосжигатели" и "Чтение Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости". В первой из этих картин он рисует группу раскольников, решившихся заживо сжечь себя ради достижения вечного спасения. Сюжетом для этой заменчательной картины послужил целый ряд официально зарегистрированных случаев такого безумного фанатизма среди русских сектантов.

В "Чтении Положения" мы, наоборот встречаемся с идиллически-светлой и мирной сценой, какие происходили повсеместно в России в знаменательный 1861 год.

Нужно ли добавлять, что художник-шестидесятник Г.Г.Мясоедов мог лично наблюдать такие сцены. Они происходили в его дни, в его время и притом в пору расцвета его таланта. Из многочисленных картин Мясоедова, кроме перечисленных упомянем также его историческую картину "Франческка да-Римини и Паоло да-Паоленто", прекрасный пейзаж "вид с Байдарских высот" и известную картину "Завтрак во время земского собрания".

Г.Г.Мясоедов прожил долгую и полную жизнь, оставив о себе прекрасную память, как человек и как общественный деятель в среде художников. В истории нашего искусства ему обеспечено славное и видное место.

Главная


Сайт управляется системой uCoz