ТОРЖЕСТВО В ПОЛТАВЕ.


11 сентября состоялось освящение и открытие нового памятника на Шведской могиле, которая служит усыпальницей вождям и воинам, погибшим в Полтавском бою. Могила эта находится в 5 верстах от Полтавы, по большой Зеньковской дороге. О происхождении ее повествуется следующее.

На другой день после знаменитой битвы – 28 июня – едва занялась утренняя заря, Петр великий приказал вырыть две могильные ямы. К шести часам утра могилы были готовы и в одну из них положены были офицеры, а в другую, большую – простые солдаты. Все наличное военное духовенство отслужило торжественную панихиду, во время которой царь горько оплакал своих соратников и почтил их прощальным словом. «Храбрые воины, за веру и отечество живот свой положившие! Молите за нас Бога, будьте и за гробом поборниками нашими пред престолом Божиим». Затем, сделав три земных поклона, он первый начал засыпать могилу землей. Быстро вырос могильный холм, и на нем царь собственными руками поставил крест с простою и трогательную надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога-Слова 1709, июня 27 дня». Этот-то крест на могильном холме и был первым памятников на поле Полтавском.

Однако Петр Великий, первый положивший основание «священно-знаменитой усыпальницы наших доблестных братьев-героев», не пожелал ограничиться только этим могильным холмом. Величие помощи Божией, явленной нам здесь, величие подвига мучеников, приявших здесь венцы славы, и важность происшедшего события требовали более величественного и благолепного памятника. Особым указом, от 17 июля 17-9 года, государь выразил желание построить на поле битвы обширнейший ( на удивление иностранцам) мужской Петропавловский монастырь (он намеревался вступить в сражение 29 июня – в день своего Ангела), с приделом в честь Сампсона Странноприимца. Пред монастырем царь предполагал воздвигнуть пирамиду с изображением и описанием битвы и, значит, думать памятнику усвоить и церковно-православный, и гражданский характер.


Сампсониевская церковь и шведская могила до 1894 г.

Несмотря на то, что самим Петром Великим приказано было произвести работы по постройке монастыря и памятника поспешно, осуществление этого великого предначертания затянулось надолго. Сначала Петр будто остался недоволен представленными ему рисунками и образцами монастырского здания, потом он почему то изменил свой план и, наконец, спешные дела по внутреннему преобразованию России совсем отвлекли его внимание от устройства памятника. При преемниках же Петра это дело как будто забыто было навсегда, и могильный курган многие десятки лет стоял совершенно одиноким в своем первоначальном виде.

Прошло сто лет и светлая мысль Петра воскресла.… Нашелся добрый человек, который пожелал осуществить намерение великого монарха – построить памятник и церковь на поле Полтавской битвы. Этот истинный патриот был Иосиф Стефанович Судиенко.

Движимый чувством любви к отечеству и личной признательности к императору Александру I, Иосиф Стефанович, вероятно в годовщину столетней Полтавской битвы, пожертвовал капитал в сто тысяч рублей ассигнациями для осуществление мысли и желания Петра Великого. Пятьдесят тысяч положены были им самим в казначейство Стародубское, а остальные пятьдесят тысяч были внесены в Полтавский приказ общественного призрения, по смерти Судиенко, опекуном его наследников – графом Завадовским. Но опять прошло много времени, пока воля жертвователя могла быть приведена хоть к приблизительному исполнению.

С 1840 года начинается составление разных планов относительно построения церкви, заводится по этому поводу очень длинная переписка; но все это велось без особенной поспешности, и дело с успехом закончилось только чрез двенадцать лет. 27 июня 1852 года был заложен храм во имя преподобного Симпсона, а 15 июля 1856 года он был освящен. В то же время поновлен был несколько и первый памятник: могила была выровнена, бугры с нее сняты, ямы тоже выровнены; обделана была площадка и на верху, которая затем была покрыта черною землею; вся могила обложена была дерном, на верх сделана деревянная лестница со ступеньками; крест поставлен новый, обитый белым железом с запайками. На одной стороне креста, обращенной к востоку, восстановлена первоначальная надпись: «Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога-Слова 1709, июня 27 дня»; на другой стороне, прибавлено: «Погребены Бригадир Феленгейм, Полковники Нечаев и Лов, Подполковник Козлов, Майоры Кропотов, Ерст и Гельт; офицеров сорок пять, капралов и рядовых тысяча двести девяносто три, всего 1345 человек».

Так явился и второй памятник на бранном поле Полтавском, столь же для всех поучительный, как и первый.

К восьмидесятым годам деревянный крест на могиле от времени обветшал и сделался неблаговидным; чугунная вокруг него решетка разваливалась; деревянная лестница для всхода на могилу становилась неудобной; наконец и самая могли героев, не огражденная ничем, вопреки православному обычаю, подвергалась разрушительному влиянию всяких случайностей. Не менее печально было положение и Сампсониевского храма. Прежде всего, из рук строителей он вышел далеко не таким, каким желал видеть государь Николай Павлович. Несмотря на значительный расход (28,350 руб.), он не представлял никакой красоты ни с внешней, ни с внутренней стороны. Построенный по образцу греческих храмов, с пятью куполами, без всяких украшений, он был маловместителен и в добавок холодный. Кроме того, храм отпирался для молитвенного собрания очень редко. Жившие около него в маленьких домиках иеромонах и два послушника из Крестовоздвиженского монастыря совершали богослужение только по праздничным дням; в буднее же время здесь царил мертвый покой, которого в течение целой седмицы не прерывали благовестные звуки церковного колокола. На содержание храма и всего причта сначала отпускалось в год только по 475 руб. и лишь с 1875 года сумма эта увеличена была до 1,000 руб. А между тем капитал И.С. Судиенко постепенно увеличивался и возрос уже до цифры свыше 200,000 р. серебром. Столь значительная сумма, конечно, давала полную возможность привести дорогое для русского народа место в надлежащий вид.

Между тем с 1887 года на поле Полтавском неожиданно явился и третий памятник. Хотя он и не имеет прямого отношения к Полтавской битве, зато как нельзя более соответствует характеру и деятельности Полтавского победителя, который прежде всего и больше всего был просветителем России. В одном из помещений при церкви зародилась маленькая школа для мальчиков, учителем которой был живший там иеромонах Харитон. Добрый старец по своему личному желанию начал собирать детей из окрестных деревень и учить их грамотею Ученье шло попросту – без затей; у кого какая книжка была под руками, тот по ней и учился, - не знали никаких учебников и определенных пособий; не имели и росписания уроков, а занимались, когда было свободное время. Обучая детей, как мог, грамоте, о. Харитон в то же время приучил их к храму и молитве и тем снискал для своей школы большую известность среди местного населения. За свой дух и церковный характер она как раз пришлась по сердцу и в сентябре следующего года имела уже столько желающих учиться, что многим приходилось отказывать в приеме за недостатком помещения. Школа эта была принята под особое покровительство преосвященного Илариона и вскоре явилась вполне благоустроенною церковно-приходскою школою. В помощь иеромонаху был назначен особый учитель; на средства владыки выстроено прекрасное, стоющее около 3,500 руб. школьное здание под железною крышею, с двумя высокими светлыми, сухими и теплыми комнатами (большая из коих свободно вмещает пятьдесят учеников), квартирою для учителя и с переднею для верхнего платья. При школе имеются спальныя помещения, достаточные для всех школьников, и столовая. Кроме школьно-научных предметов в ней преподаются: садоводство, огородничество и переплетное мастерство. Для знакомства с садоводством заботливостию архипастыря Илариона приобретено три десятины земли, на которой и разводится сад для школы; ученики под присмотром особого садовода сажают деревья и приучаются к уходу за ними. В 1891 году преосвященным приобретена для школы пасека в 40 рамочных ульев. Вот эта-то школа уже при самом возникновении своем явилась причиною того, что окрестное население больше и больше стало посещать «Шведскую могилу» даже в будни, а в праздники Сампсониевская церковь переполнялась молящимися; в ней начали молиться и дети – ученики школы, и родители их, приходившие часто в школу узнать о том, как учатся и как ведут себя их дети, и вместе с ними помолиться в церкви.

По получении от преосвященного Илариона сообщения об устройстве на Шведской могиле означенной школы, Г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев представил всеподданнейший доклад покойному Государю Императору Александру III о передаче капитала тайного советника Судиенко в ведение и распоряжение Святейшего Синода, которому ближе всего было видеть эту священную усыпальницу наших братьев – героев. 27 января 1890 года на это последовало Высочайшее соизволение, с тем, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты с него употреблялись: 1) на поддержание Сампсониевской церкви, памятника и др. строений, находящихся при церкви, в таком состоянии, которое соответствовало бы значению воспоминаемого события, 2) на увеличение числа священно-церковно-служителей для совершения в храме ежедневного богослужения и 3) на учреждение при церкви, по крайней мере, двухклассной церковно-приходской школы.

Немедленно образована была в Полтаве комиссия, которая прежде всего поставила вопрос о расширении малопоместительной Сампсониевской церкви и признала это делом неотложной необходимости. Летом того же года, по распоряжению преосвященного Илариона, близ Сампсониевской церкви было выстроено скромное помещение для постоянного причта из Крестовоздвиженского монастыря и с 1 августа 1890 года началось ежедневное богослужение в Сампсониевской церкви.

Немедленно образована была в Полтаве комиссия, которая прежде всего поставила вопрос о расширении малопоместительной Сампсониевской церкви и признала это делом неотложной необходимости. Летом того же года, по распоряжению преосвященного Илариона, близ Сампсониевской церкви было выстроено скромное помещение для постоянного причта из Крестовоздвиженского монастыря и с 1 августа 1890 года началось ежедневное богослужение в Сампсониевской церкви. В этом же году, 25 августа, Шведскую могилу посетил Г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Лично ознакомившись с ее жалким, запущенным состоянием, непосредственно увидевши крайнюю бедность и малую вместительность Сампсониевской церкви, Г. Обер-Прокурор тогда же принял решение – обновить памятник на могиле и заменить прежний деревянный крест новым – гранитным, расширить храм и произвести в нем всестороннюю переделку, устроить новый иконостас, написать для него новые иконы и т.п. В видах ближайшего ознакомления с делом на месте, в сентябре 1890 года был послан из Петербурга в Полтаву архитектор при Святейшем Синоде Никонов для личного осмотра церкви на поле Полтавской битвы и памятника на Шведской могиле, с поручением ему представить на требующиеся переделки и постройки надлежащие чертежи и сметы. Согласно составленной им смете на перестройку храма определена была сумма в 26,242 рубля 41 коп. и на устройство собственно памятника сначала 11,276 руб. 15 коп., а потом 27,822 р. 85 коп.

В начале 1893 года, по распоряжению преосвященного Илариона, учреждена была из трех членов строительная комиссия, которой было поручено заготовлять своевременно по сходным ценам хороший материал, наблюдать за правильной доставкой онаго и употреблением по назначению, выдавать по условиям деньги, вести точный счет прихода и расхода для составления полного отчета и пр., и весной этого де года приступлено было к работам по расширению церкви, под наблюдением губернского архитектора.

Все четыре стены прежнего храма были разобраны (кроме углов) и переделаны в полукруглые своды, которые соединяют собою среднюю часть с боковыми пристройками, отчего обновленный храм получил теперь форму креста. Наибольшая длина и ширина его 9 1/3 саж., высота под свод (без светлого фонаря) 6 саж. 2 арш; вместимость на 600 слишком человек. Восточный конец креста предназначен для главного алтаря, в северном – устроен Константиновский придел, а в южном – будет помещена в особо устроенном киоте икона Божией Матери «Троеручицы», приносимая в дар Сампсониевскому храму ко дню открытия памятника усердными гражданками гор. Полтавы. Снаружи храма цоколь обложен гранитными плитами; с западной стороны приделано большое крытое крыльцо на столбах для входа в среднюю часть храма. Пол во всем храме сделан из разноцветных плиток и представляет очень красивую узорчатую работу. Иконостас заказан был Хозяйственным Управлением при Святейшем Синоде по рисунку архитектора Никонова, в мастерской Московского купца Астафьева за 5,500 руб., а иконы для него изготовлены в мастерской художника Малышева за 1,500 рублей.


Вид новоустроенной Самсониевской церкви на поле Полтавской битвы.

К концу сентября месяца 1894 года все работы были закончены, храм готов был во всех своих частых и 1-го октября – в день Покрова Пресвятыя Богородицы – преосвященным Иларионом совершено было освящение его. Какая теперь дивная картина представлялась взору посетителя!... На место прежнего темного, тесного и бедного храма явился храм довольно просторный, светлый и изящно украшенный. Такой храм вполне отвечать величию воспоминаемого им исторического события и может служить достойнейшим памятником славным героям Полтавской битвы. А чтобы лучше и полнее чтилась память главного покровителя храма – преподобного Сампсона Странноприимца, недалеко от него боголюбивые люди устроили два приюта для странников.

В текущем году изготовлен был памятник и на самую могилу, - это большой из светло-серого сердобольского гранита крест. Он имеет в высоту 10 арш. и 12 вершк. На кресте крупными буквами высечена надпись, бывшая на прежде стоявшем здесь деревянном кресте « Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 17-9, июня 27 дня», а немного пониже знаменательные слова, произнесенные императором Петром перед Полтавским боем: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия». На обороте креста печальные сведения о числе на брани сей убиенных. «Погребены: бригадир Феленгейм, полковники Нечаев и Лов, подполковник Козлов, майоры Кропотов, Ерст и Гельт, обер-офицеров сорок пять, капралов и рядовых тысяча двести девяносто три. Всего погребено 1,345 человек». Верхняя площадка кургана вымощена у подножия креста плитами. С верхней площадки по откосу кургана сделаны из розовато-серого гранита. Внизу лестница расходится двумя боковыми спусками. На том месте, где начинаются боковые спуски, находится вторая площадка, огражденная гранитною стеной в изразцах.

Торжество освящения этого нового памятника на шведской могиле было приурочено к 11 сентября, ко дню празднования в честь Каплуновской иконы Божией Матери, по преданию находившейся в лагере императора Петра Великого во время Полтавской победы.

Еще задолго до торжества Шведская могила стала принимать праздничный вид: около ограды были поставлены несколько арок украшенных инициалами Их Императорских Величеств, зеленью и флагами. Подножие памятника было декорировано транспарантами, на которых были изображены вензеля ныне благополучно царствующего государя Императора, Царя-Миротворца и Царя-Преобразователя России. На наружной стене Сампсониевского храма, сооруженного около Шведской могилы и в прошлом году обновленного и значительно расширенного, помещены были взятая из церкви села Жукова (в 5 верст. от могилы) древняя русская святыня – икона поруганная Шведами (они устроили на ней шахматную доску), которая была потом отбита у Шведов, освящена и помещена снова в храме села Жукова. Ту же была аллегорическая картина, написанная в XVIII столетии, изображавшая Полтавскую победу.

В половине девятого часа утра начался благовест в Полтавском кафедральном соборе. Площадь пред собором вся была занята войсками и народом. Около девяти часов, сначала тихо, потом громче стали доносится торжественные звуки Коль славен. То депутаты от Преображенцев, Семеновцев, кирасир и артиллеристов на роскошных подушках несли в собор для освящения привезенные ими дары для Сампсониевского храма – св. икону Пребражения Господня (дл. 1 арш., шир. 13 1|2 верш.) в золоченой раме и икону святителя Николая, крест, чашу и лампаду.

В собор прибыли Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, временнокомандующий войсками Киевского военного округа генерал-лейтенант В.Ф. Винберг, губернатор А.Н. Татищев и другие представители общественных и сословных учреждений. Сюда же прибыли воспитанники всех учебных заведений города Полтавы со своими начальниками.

Литургию совершали преосвященные Иларион, епископ Полтавский, и Михаил, епископ Прилукский, в сослужении духовенства города.

Одновременно была совершена литургия и в Сампсониевской церкви, а после нее панихида по вождям и воинам, павшим в бою; пел хор из воспитанников Сампсониевской церковно-приходской школы.

Около 12 часов дня, после литургии и благодарственного молебна, к месту торжества последовал крестный ход, растянувшийся на три версты. Многочисленные святыни города, множество духовенства, звон колоколов во всех храмах, войска и большие толпы народа – все это представляло из себя невиданную для Полтавцев картину.

При вступлении крестного хода в церковную ограду Сампсониевского храма, преосвященный Иларион окропил святые иконы святою водой и все направились к памятнику. При пении Тебе Бога хвалим, с креста было снято покрывало и пред глазами во всем величии предстал памятник. Раздалось громовое ура, слившееся с колокольным звоном. По окроплении памятника святою водой, протодиаконом была возглашена вечная память Императору Александру III, Императору Петру I и православным вождям и воинам, павшим в бою за веру, царя и отечество. Народ опустился на колени, а войска произвели установленный салют из ружей и пушек.

Затем преосвященный Иларион произнес следующее слово:


Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский.

«Сынове России!

На этом поле, увлаженном некогда кровию царелюбивых воинов, под этим небом, откуда взирают на нас сонмы венчанных героев, положивших жизнь свою за святую Церковь, за царя, за род свой и Отечество, - десница Господня сотвори силу в наших силах и вознесе оружие наше над супостатом. Здесь сошлись – непобедимый шведский Карл XII с неустрашимым русским царем Петром. У первого было испытанное в боях войско, а с венценосным Вождем едва только обученные бранному делу воины. Но там была горделивая уверенность в силах и победе («хлеба не брать, говорил Карл воинам, в обозе московского царя всего много»), а в стане русском уповали на единого Господа и заступление Богоматери. «Порадейте товарищи, говорил Петр воинам, се пришел час, который должен решить судьбу отечества… имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас, на Того единого, яко всесильного в бранех, уповайте»… «Страха вашего не убоимся, ниже смутися, отвещала вера воинов, упование на Господа будет, и спасемся».

И порадели храбрые воины Преображенского, Семеновского, Кирасирского, Новгородского, Псковского и других полков; не подорожили своею жизнью, устлали поле богатырскими костями и в одно утро вражье войско разбито и Карл постыдно бежал. Великое значение победы выразил Царь-Победитель в своем извещении о «преславной полтавской виктории». «Ныне, писал он, уже совершенно положен камень в основание Петербурга помощию Божиею. Здесь признается воскресение России; отселе пошла слава, ее величие и победы».

Озноменовали рождение новой России на Полтавском поле Императоры Александр I и Николай I устройством двух памятников в гор. Полтаве; в начале царствования Императора Александара II устроен у самой могилы воинов небольшой храм, и началась здесь молитва за них.

С той поры только началась жизнь на этом безлюдном поле, и звон колокола нарушал по временам полуторавековую могильную тишину. А ваша именитая усыпальница, дорогие братья, оставалась в том же виде, как она была наметана Царственным вождем и вашими товарищами. Между тем в этой великой гробнице 1,345 воинов богатырей! Без них не быть бы и Полтавской победе.

Склонилось к вам сердце благочестивейшего из благочестивых государей Александра III. Его волею созидается более обширный и благолепный храм, в котором не по временам только, а ежедневно приносится бескровная жертва за принесших себя волею в жертву на этом знаменитом поле, а усыпальница героев ограждается гранитом и на священной вершине ее утверждается величественный, несокрушимый веками, крест. Так Царь Миротворец венчает честью бранные подвиги рода бывшего и завещает настоящему и грядущим родам любовь к Церкви, Царю и отечеству, какая была в предках. Теперь водруженный им крест безмолвно, но красноречиво будем говорить каждому о великих деяниях царя Петра I и незабвенных благодеяниях Великого Носителя мира Императора Александра III. Он укажет в начале прошедшего века на мечь и брани для блага России, а последние благословенные года переживаемого столетия на величие мира и сознание правоты, которыми почивший государь утверждал благоденствие России и возбранял всем извлекать мечь. Поймет сию проповедь креста каждый и, склонившись пред ним в молитве, скажет в глубине души: «Вечная память великим Императорам Александру III и Петру I». А мы, взирая на крест, миром от лица всей православной России и в мире Господу помолимся: Приложи, Господи, дни на дни Царствующему ныне благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу и лета Его до дне рода и рода.

Да воссияет и во днех его правда и множество мира».

Затем были провозглашены многолетия Государю Императору, Государыне Императрицам, Наместнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. При произнесении многолетия Их Величествам артиллерия произвела 21 выстрел; по полтавским «полям» пронеслось снова громовое «ура» и раздались торжественные звуки народного гимна.

За трапезою, состояшеюся в покоях преосвященного Илариона, Г. Обер-Прокурор Святейшего Синода провозгласил первый тост за драгоценное здоровье Государя императора. При сем им была произнесена следующая речь:

«Сегодня мы могли сказать, что стоим на месте святее, на месте явления милости Божией нашему отечеству. Древний патриарх поставил на месте явления славы Божией камень и создал жертвенник Богу. Подобным памятником и жертвенником молитвы император Петр желал ознаменовать место Полтавского боя, и вот желание его исполняется. Велико знамение милости Божией в судьбах России: рукою Петра Провидение даровало нам спасение в этот знаменательный день 27 июня 1709 года. Провидение Божие устраивает судьбу народа, воздвигая посреди его вождя, в котором самый дух народа дает направление судьбам его – в одно время одного, на потребу того времени, в другое время иного. Вот недавно оплакали мы взятого от нас по воле Божией Царя-Миротворца: в нем Бог послал нам вождя кроткого, тихую русскую душу. В иное многомятежное, безначальное время, Бог поставил нам во главу русскую же душу грозную, царя с крепкою волей, сильного быстрым оком, разумом и предвидением: он стал на корме погибающего корабля нашего и вывел его, посреди множества своих и чужих врагов, в пристанище спасения. Но всматриваясь глубже в милость Божию – можно ли нам не сознавать, каким путем шло и идет спасение наше. Что было бы с Россией в конце семнадцатого столетия, что было бы с несчастным народом, когда бы правило им многомятежное собрание своекорыстных искателей власти, что было бы, если бы власть не сосредоточилась в единой воле Самодержавного Царя! И ныне, чрез 200 лет, разве не те же остались люди со страстями своими и в ту минуту, когда требуется решение воли, разве не так же разбивается она на тысячи мятежных воль, похотей и желаний, - и разве не так же, как в старину, только единая воля Самодержавного Царя может провесть в тихую воду великий корабль необъятной России. Великая милость Божия к нашему отечеству, что мы сохранили и храним доселе спасительную силу Самодержавия: оглянемся вокруг и увидим, что все славянские народы, утратившие эту силу, погибли, став добычей иноплеменников, или уже близки к погибели. Итак, да будет ныне в собрании нашем, как и всегда и во всяком собрании, после благодарной молитвы, первая и главная наша здравица: Да здравствует на многая лета Благочестивый, Самодержавный государь Наш Николай Александрович, с Государыней Императрицей и со всем Царственным Домом!

Когда юный царь Петр набирал в старой Москве, по подмосковным селам, свои потешные роты, одни смеялись, другие роптали на пустую забаву. Но он и тогда думал, вопреки всем, свою глубокую думу о судьбах народа своего, и из этой забавы выросли полки, сломившие на Полтавском поле грозного шведа. На это поле посеяно, облитое русскою кровью, великое семя, из которого выросла русская армия, удивляющая мир и умиляющая родной народ своими подвигами – не для господства над миром, но для защиты родного края; вырос русский солдат, преданный долгу, благочестивый, способный забывать о своей жизни, умирая за земное отечество, потому что видит за ним отечество небесное. Петр знал русскую душу и угадал, что став на высоте власти первым работником, он тысячи и миллионы работников увлечет за собой и укажет верный путь будущим судьбам России. «Я царь вам, говорил он, у меня мозоли на руках». Да хранятся же заветы Петра всегда, как хранились доселе, в славной нашей армии. Приветствуем здесь присутствующих преемников и соименников первых птенцов Петровых, первых полков его, прославивших Полтавское поле. Да здравствуют верные преданиям русской славы эти славные полки и с ними все христолюбивое русское воинство!

Великая битва Полтавская дала славное имя здешнему городу и всему Полтавскому краю. Имя это – Полтава – в числе немногих имен, от которых трепещет русская душа, умиляясь в чувстве славы народной и смирения перед Богом. Все судьбы здешнего края и народа связаны с этим словом Полтава. Страшно и помыслить о том, что сталось бы с ним, когда бы не отразили врага полки Петровы, и могла бы постигнуть его бедственная участь всякого православного русского племени, когда властителем его становится соседи иноверцы и иноплеменники. В мире и благоденствии да здравствует и возрастает город Полтава и весь край Полтавский»!

По случаю торжества Владыкой были получены телеграммы: от Великих Князей Константина Константиновича и Димитрия Константиновича, от товарища обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера, от Киевского генерал-губернатора графа Игнатьева, от Моршанского полка, от Ингерманландского полка и много других.

В числе присутствующих на обеде, между прочим, находился один из правнуков покойного И.С. Судиенки – студент Московского университета.

Главная


Сайт управляется системой uCoz