Гравюра профессора В.Матэ.
Очерк Б.П.Никонова.
С именем И.Н. Крамского у широкой публики нашего времени соединяется воспоминание и представление о талантливом авторе нескольких картин, украшающих наши художественные сокровищницы, и преимущественно – о портретисте, гремевшем в семидесятых и воьмидесятых годах. Наше поколение совершенно забывает, что И.Н.Крамской был не только портретистом (действительно замечательным), но и глубочайшим философом-мыслителем во всем, что касалось искусства. Вместе с тем это был один из редких настоящих критиков в области искусства, - критиков, которые дерзают иметь свой собственный, ни от чего независимый взгляд и смело проводят новые идеи и положения в искусстве. Наконец это был мощный организатор общественного начала в жизни русских художников. До Крамского существовала одна только официальная, казенная организация, более или менее объединявшая художников, - это была Академия Художеств. Крамской же создал «Художественную артель» - общество художников, объединенных одинаковыми стремлениями и одинаковыми пониманиями задач искусства. Позднее при его же деятельном участии создалось знаменитое «Товарищество передвижных выставок», сыгравшее такую громадную роль в поднятии и развитии нашего национального искусства и в деле художественного воспитания общественных масс.
На всем облике Ивана Николаевича Крамского, как художника, и на всем его творчестве лежит печать глубокого осмысления своего призвания. Крамской писал свои картины не только потому, что ему «пишется», как поется птице, которая поет. Он пытался определить цели и идеалы искусства и, раз определив их, создавал только то, что соответствовало этим идеалам. И как настоящий философ-мыслитель, он не замалчивал в себе своих мыслей и откровений, но высказывал их усно и в печати в блестящей законченной форме метких определений, афоризмов и рассуждений, которые отчасти увековечены и сделались достоянием широкой публики в известном сборнике его писем. Кроме всего того, обладая темпераментом общественного деятеля и борца, Крамской нередко вступал в борьбу за свои идеалы или же выступал в защиту всего того, что было ему дорого в своих и чужих произведениях. Такова была его борьба с Академией с ее закоснелой рутиной. Такова была его горячая защита знаменитой картины И.Е.Репина "Иоанн Грозный убивает своего сына", на которую в свое время обрушился целый град нелепых обвинений в развращении публики, в потачке грубых и жестоких инстинктам толпы и т.п.
Крамской был прирожденным вожаком и знаменосцем в деле искусства. Он не только сам следовал вырыботанным им идеям, - он знал и вел за собою и других. Он был один из тех, которые прокладывают новые пути и сеют зерна новых посевов. Мощная фигура этого идейного борца-художника рельефно выделяется даже среди его знаменитых товарищей, представителей того золотого века русского искусства, который расцветал и парил в 70-х - 80-х годах истекшего столетия.
В чем же заключались идеалы Крамского?
Ответ на это дают, во-первых, все его произведения, а затем - его знаменитые "письма". Ответом на это могут также служить и вся история и деятельность "Товарищества передвижных выставок" и все то, что было показано и дано выставками этого товарищества...
И.Н.Крамской был противником самодовлеемости искусства. Он не признавал искусства для искусства вне сферы общественных требований и настроений. Искусство должно было, по его убеждению, сливаться с человеком с его страданиями, стремлениями и быть плотью от его плоти. Мало того, оно должно было учить его, - но не жидкой тенденциозностью, не пошлым и однобоким морализированием, а художественной проповедью красоты и добра. Крамской требовал от искусства глубокой содержательности и что особенно характерно для его взглядов - интимного приближения к человеческой душе. Только те художественные произведения, по его словам, и могут иметь ценность, которые подходят вплотную к тайникам душа и сердца, и с которыми человек сживается и начинает любить их все сильнее и сильнее, по мере того, как приглядывается к ним и знакомится с ними. Книга, которую мы не устаем перечитывать, картина, от которой нам не хочется оторваться и которую мы хотели бы иметь всегда около себя , "как друга и утешителя", - только такое "интимное искусство" (выражение Крамского) и в праве назваться высоким именем художественного искусства.
Искусство должно вести к усовершенствованию человека. Таков общий лозунг Крамского. И в этом отношении, а также и в отношении своего глубоко-осмысленного философского взгляда на творчество, Крамской удивительно походит на Льва Толстого. Он такой же художник-мудрец и моралист, каким был яснополяский великан-писатель. И так же он увлекал за собой толпы прозелитов и привлекал их к себе силою своего убедительного и красиво-законченного слова...
Требуя от художника, чтобы он был до некоторой степени учитель и властитель дум., Крамской считал необходимым для художника всестороннее образование. Учить может только тот, кто сам выучен и образован. "Если вы хотите служить обществу", - говорит Крамской в одном из своих писем: - вы должны знать и понимать его во всех проявлениях, а для этого вы должны быть самым образованным человеком" ... Образование нужно художнику также и для того, чтобы освобождаться от всего чужого, наносного, рутинного и возвращать в себе самобытное, свое собственное, согретое живой национальностью, творчество. В этом требовании самобытности и согласования искусства с особенностями народногоо национального облика заключается еще один из общественных и художественных идеалов Крамского. "Русскому пора наконец становиться на собственные ноги в искусстве, - писал он: - пора подумать о создании своей, русской школы, национального искусства... Наша задача настоящего времени - задача русских художников - освободиться от этого рабства (подражание иностранным образцам). А для этого мы должны вооружаться всесторонним развитием самих себя"...
Таковы были требовая Крамского и его идеалы. Говоря о необходимости для художника быть в постоянной близости к человеку с его страданиями и запросами к его душе он едва ли не первый из русских художников поставил и разрешил вопрос об отношении художника к публике. Глубоко понимая искусство во всех его частностях, он стоял и боролся прежде всего за реальное, бытовое, жизненное искусство, глубоко народное и близкое к душе русского человека, и создал ту русскую школу, о которой он говорил в вышеприведенных словах . Эта школа нашла для себя выражение во всем том, что появлялось на передвижных выставках... И прежде и паче всего он требовал самоусовершенствования и развития каждого художника - для того, чтобы художник мог своими произведениями содействовать развитию и совершенствованию человечества...
И если мы дадим себе труд проследить личное творчество Крамского, то увидим, что он первый строго следовал всем этим, начертанным им для художника, идеалам и требованиям.
За исключением громадного количества портретов, писание которых было вовсе не "специальностью" Крамского, а тягостным, почти подневольным трудом ради куска хлеба, все его остальные произведения отличаются строгой идейностью и тем "интимным" приближением к душе человека, которое он считал необходимым качеством всякого истинного искусства.
Наиболее яркими и характерными из его произведений в этом роде являются картины "Летняя ночь", "Неутешное горе", "Христос в пустыне" и неоконченная картина "Смех", изображающая поругание Христа во дворе у Пилата.
Задумчивая молодая женщина, одиноко сидящая в саду лунной ночью ("Летняя ночь"); безутешная мать, у котрой умер ребенок ("Неутешное горе"), Христос, переживающий тяжкое искушение и сомнение пред тем, как избрать трагический путь служения человечеству ("Христос в пустыне") - эти глаза запоминаются и стоят в воображении, как выжженные огнем. Крамской был великим художником глаз человека, этих окон человеческой души. Величайший поэт души, он умел давать своим произведениям дуновение духа живого вечно томящегося и печального в искании вечных начал красоты и правды. Эта "душевность" творчества Крамского - глубоко национальная и совпадающая с качествами русской народной психики - опять-таки резко сближаеть его с Толстым... И как у Толстого, так и у Крамского художественное творчество определенно ведет к подъему лучших сил и качеств в человеке и без всякого фальшивого морализирования учит нас быть лучшими и более совершенными людьми. То же самое следовало бы сказать и о неоконченной картине Крамского "Смех", которая была настоящим страданием всей его жизни: отвлекаемый постоянной борьбой за существование, он так и не успел привести в исполнение грандиозного замысла - показать всю ужасающую пошлость и зверство смеющейся толпы, топчущей своим животным смехом в грязь величайшую красоту и благо мира...
Внешняя сторона жизни Крамского довольно богата событиями . Он родился (в 1837 году) в простой и малосостоятельной семье мелкого уездного чиновника в г. Острогожске, Воронежкой губернии. Любовь к рисованию пробудилась в нем очень рано, но долго не могла найти настоящего выхода для себя. 16 лет Крамской поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу и пробыл у него три года. Только к 20 годам ему удалось попасть в Академию, где он получил малую золотую медаль за программную картину : "Моисей источает воду из скалы". Но академического курса молодой Крамской не кончил: возмутившись рутинностью академическкого преподавания, он вместе с 14-ю своими товарищами вышел в 1863 году из Академии, отказавшись принимать участие в казенном конкурсе.
Вне академических стен развитие таланта Крамского пошло вперед громадными шагами. А вместе с тем началось и его общественное служение в среде художников. Он основал вышеупомяную "Художественную артель", которая послужила зерном основанием для товарищества передвижных выставок,а позднее, когда возникло это товарищество, Крамской в течение десяти лет вел его дела и был душою этого знаменитого художественного кружка, выросшего в громадную по своей внутренней силе и значению организацию.
Большое участие он принимал и в другом художественном кружке - в "Обществе Поощрения Художеств" и много потрудился там над действительным поощрением молодых художников, полагая всю свою душу в это живое дело, в особенности, когда трубовалась какая-нибудь помощь нуждающейся молодежи, как, например, это было с талантливым, преждевременно погибшим, пейзажистом Васильевым.
В 1872 году Крамской был приглашен в комиссию по пересмотру устава Академии. Дважды он ездил за границу - писать образа для копенгагенской русской церкви, а позднее - лечиться от начинавшейся болезни, которая свела его через несколько лет в могилу. Пребывание за границей дало Крамскому громадный материал, для интересных и поучительных писем об искусстве и художниках в Италии, Германии и Франции и об отношении искусства к толпе и художника к публике в Западное Европе и у нас.
Тяжкая болезнь (грудная жаба), несколько лет мучившая художника, свела его в 1887 году в могилу. Последние годы он прожил в большой нужде, в погоне за куском хлеба, несмотря на свою громадную популярность и славу.
И.Н.Крамскому принадлежит около 40 картин и свыше 700 портретов. Из картин его,кроме вышеупомянутых следует упомянуть: "Русалки" (Майская ночь), "Охотник на тяге", "Созерцатель", "Осмотр старого барского дома", "Лесник" и др. Из его портретов упомянем портреты Л.Н.Толстого, художников: Шишкина, Венига, Корзухина и Чистякова, затем портреты: Некрасова, Григоровича, Суворина и многих высокопоставленных лиц.
Главная