ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ПРИДВОРНЫЙ СОБОР В С.-ПЕТЕРБУРГЕ


В годовщину светлой памяти Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, по вознесении к престолу Всевышнего единодушной молитвы о упокоении Его чистой души, перенесемся мысленно к месту вечного упокоения Его царственных останков, куда в продолжении минувшего года стекались в необъятном множестве люди всех сословий, званий, состояний и возрастов со всех концов нашего обширнейшего отечества, а равно и многочисленные представители иных стран и иных народов, для усердной молитвы и благоговейного поклонения пред дорогою гробницей незабвенного Великого Человека, Царя-Христианина.

Петропавловский придворный собор в С.-Петербургской крепости замечателен как исторический памятник, с которым тесно связана первоначальная история основания города С.-Петербурга великим Преобразователем России.

По взятии у шведов крепости Нотербурга (Шлиссельбурга) и крепости Ниеншанца (находившейся на правом берегу Невы, при устье реки Охты, против нынешнего Смольного монастыря), Петр Великий 14 мая 1703 года выехал из Ниешанца на судах вниз по Неве для осмотра вновь завоеванной местности. Прибыв на остров Люистрандт (Веселый, - где ныне Петропавловская крепость), Великий Монарх собственноручно солдатским штыком вырезал два дерна, положил дерн крестообразно, сделал крест из дерева и, водрузив его в дерне сказал:"Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. На сем месте будет устроена церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла". Место для храма избрано было Великим Монархом внутри предполагавшейся крепости, как бы в самом сердце будущего города. 16 мая того же года заложен был и царствующий град С.-Петербург, в стране дикой и мало населенной, среди дремучих лесов и топких болот. В праздник Святой Троицы, по совершении божественной литургии в Ниеншанце, Государь с ликом святительским, генералитетом и светскими чинами прибыл Невою на судах на остров Люистрандт. Здесь торжественно было совершено водоосвящение, прочитаны молитвы на основание города и местности острова и окроплена святою водою. Государь взял заступ и первый начал копать ров глубиною около 2-х аршин. Когда в ров поставили высеченный из камня ящик и окропили его святой водой, Государь вложил в ящик золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного, покрыл ящик каменной доской с надписью на ней: "От воплощения Иисуса Христа 1703 года, мая 16-го, основан Царствующий Град - С.-Петербург Великим Государем Царем и Великим Князем, Петром Алексеевичем, Самодержцем Всероссийским".

Потом Государь, взяв три дерна, немного ранее им же приготовленные, возложил на покрышку каменного ящика и сказал: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Основан царствующий град С.-Петербург".

В следующем 1704 году на том самом месте, где Петр поставил упомянутый выше крест, уже сооружена была деревянная церковь, освященная 1 апреля митрополитом Новгородским Иовом. Эта церковь была небольшая, видом крестообразная, о трех шпицах, из которых средний превышал два остальные и имел вид башни в голландском вкусе, особенно любимом Петром. На этой башне находился небольшой позолоченный купол и висели колокола, отбивавшие часы. Наружные стены церкви были расписаны "под каменный вид желтым мрамором". По праздничным и воскресным дням на шпилях поднимались корабельные вымпелы. До освящения церкви Святой Троицы, что близ крепости, в 1710 году, Петропавловская церковь была единственным храмом возникавшаго города, в которой Петр I возносил благодарственные молитвы Господу сил за победы на шведами. Так возникла старейшая в Петербурге церковь, которой суждено было впоследствии сделаться всероссийскою святынею, под сению которой в Бозе почивают русские Венценосцы и другие Особы из Царской Фамилии.

После славной Полтавской победы, которою, по выражению самого Петра,"камень основания Невского города утвердился", Петербург стал украшаться каменными зданиями, и Государю угодно было украсить свою новую столицу уже каменным великолепным храмом, на месте прежней деревянной церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. И вот, 30 мая 1714 года сам Император в день своего рождения и памяти Исаакия Далматского, в присутствии всей Высочайшей Фамилии, положил первый краеугольный камень в основу нынешнего Петропавловского собора*).

Работы по построке каменного собора производились под непосредственным наблюдением Императора и надзором архитектора Трезина. Сначала было приступлено к постройке колокольни, а потом уже к возведению стен храма. Петр не хотел спешить возведением стен храма, получавших опору частию в массе колокольни, чтобы дать совсем окрепнуть и осесть этой опоре**).

В 1720 году, при возведении каменных стен храма был окончен верх колокольни и на ней были поставлены часы с курантами, выписанные из Голландии за 45,000 руб. "На сих часах - пишет Рубан - колоколов больших и малых 35; у всякого колокола по два молотка и по одному языку; молотками играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, произведением рук действ человеческих". В 1723 году поставлен был шпиц. Устройство иконостаса императором поручено было архитектору Зарудневу. Благочестивейшему Государю не довелось дожить до освящения собора: 28 января 1725 г. он почил от дел своих. Но смерть Петра не остановила постройку собора. Императрица Екатерина I вызвала из Москвы известных тогда живописцев, в том числе знаменитого Андрея Меркульева, которого для усовершенствования в живописи Петр I посылал в Италию. В то же время иностранным художникам поручено было украсить живописью своды и стены храма. В этом же 1726 г. окончен работаю иконостас. Но и Августейшей Преемнице Петра I не довелось дожить до окончательной отделки собора: в 1727 году она скончалась.

Царствование императрицы Анны Иоанновны весьма памятно в летописи собора. В 1731 г,. торжествуя в Москве свое восшествие на престол, она прислала в С.-Петербург генерал-губернатору повеление предать земле прах Петра Великого и его супруги. Гроб Петра Великого в продолжение 6 дней (1625-1634 г.) оставался среди неоконченного еще собора, в нарочно сделанной между лесами деревянной церкви, под балдахином, на высоком амвоне, на вскрыше. Здесь же стояли гробницы дщери Петра Наталии Петровны (4 марта 1825 г.) и супруги его императрицы Екатерины I (1827 г.). Погребение было совершено 29 мая архимандритом Александро-Невской лавры Петром Смоличем с особой церемонией, в присутствии генералитета, при 51 выстреле с крепости. В том же 1731 году, по повелению императрицы Анны Иоанновны, храм был украшен позолотою в приличных местах, соответственно великолепной позолоте иконостаса и росписан под зеленый мрамор. 27 июня того же года императрица Анна Иоанновна именным своим указом повелела обретающуюся в С.-Петербургской крепости церковь освятить 29 июня в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В освящении собора участвовали члены Святейшаго Синода: Феофил, архиепископ Новгородский, Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, Питирим, архиепископ Нижегородский, Иларион, архиепископ Казанский и Свияжский, и Арсений, епископ Переяславский, с многочисленным духовенством. Торжественно освящение храма закончилось пальбою и Императрица принимала "поздравительные комплименты" от всех иностранных и русских министров и дам.

Внутренняя отделка собора была окончена лишь в 1733 году. Новоустроенный храм отличался как величиною, так и великолепием. Доселе столица не имела еще столь величественного храма. Но, к сожалению, необыкновенно высокий шпиц, составляющий одно из лучших украшений собора, неоднократно был причиной весьма важных его повреждений. Высота сего шпица не раз привлекала на него и на колокольню собора удары молнии. В 1736 г. 26 июня громовой удар, сожегший колокольню прежнего Исаакиевского собора, зажег колокольню и Петропавловского, но тогда огонь был скоро замечен и потушен. В 1748 г., июля 19, гром ударил в Петропавловскую колокольню и причинил много повреждений не только в колокольне, но и внутри собора. Молния, пробив свод колокольни, влетела внутрь собора. повредила карнизы, опалила позолоту иконостаса во многих местах. В своде, где произошел удар молнии, образовалась скважина, величиною с яйцо; собор был заполнен серным запахом; показало было довольно пламя, но оно само собою погасло. Спустя * лет после этого несчастного случая, в 1756 г. 30 апреля, молния в третий раз ударила в колокольню. Действия удара сначала никто не заметил, но через два часа весь шпиц объят был пламенем. Пламя, распространялось сверху вниз с необыкновенной силой, не только истребило все, что было в колокольне, но и самые колокола растопило. Драгоценные часы с курантами в это время сгорели. Падением горевшего шпица разрушена соборная паперть, сделанная из белого мрамора. Впрочем, внутренность собора осталась без повреждений; только живопись на сводах местами пожелтела, или потемнела от сильного жара при горении стропил. Не только утварь и ризница были вынесены, но и самый иконостас был весь разобран по частям и спасен от пожара. Чрез 14 месяцев после пожара собор, по повелению императрицы Елизаветы Петровны был совершенно возобновлен. Не только исправлены повреждения в иконостасе, но и весь он покрыт новою позолотою. Живописные и мраморные украшения, пожелтевшие от дыма и жара, подновлены; для безопасности от пожара, на будущее время, внутри храма выстлан плитный пол; вместо деревянного своды в куполе устроен каменные; вместо деревянных стропил сделаны железные. Весь собор покрыт белым железом: южные и западные паперти сделаны новые, кирпичные. На все эти починки отпущено было из главного казначейства 20,000 рублей. Обновленный храм освящен 23 июня 1757 г. Но не так легко было заменить потерю часов. Императрица Елизавета Петровна повелела канцелярии о строении придворных домов и садов озаботиться об устройстве, в наискорейшем времени, новых часов с курантами. Председатель канцелярии о строении, граф Фермон, письмом от 11 мая 1756 года, просил чрезвычайного нашего посланника из Голландии, графа Головкина, приискать готовые часы для перемещения в Петропавловскую крепость, или, если таких не найдется, заказать их вновь лучшим и искуснейшим мастерам. На сделанное графом Головкиным объявление вызвался устроить часы знаменитый в то время часовой мастер Оорт-Красс за 80,084 гульдена и 12 стиверов, или за 32,083 рубля 84 коп. Правительствующий Сенат поручил ему устройство часов.

Между тем как в Голландии устроились часы, канцеляриею о строении сделаны были распоряжения и о возобновлении соборного шпица и колокольни. На сей предмет была составлена и утверждена смета в 92, 387 руб.72 1/2 коп. Для надзора за постройкою колокольни и шпица в 1761 году, обер-архитектор Растрелли был избран из находившихся при нем учеников архитектор Дьяков. Устройство колокольни было окончено в 1770 году; соборные колокола, доселе висевшие на временной деревянной колокольне, были повешены в нижнем ярусе новой колокольни. В 1772 году был поставлен новоустроенный шпиц. В продолжение 1773 и 74 годов для обшивки нового шпица были кованы, шлифованы и золочены медные листы необыкновенной величины (7 - 10 аршин длины и 6 - 10 аршин ширины). В то же время были приготовлены крест, яблоко и изображение ангела. Первоначально фигура ангела прикреплена была ко кресту неподвижно,отчего он в 1777 году 10 сентября и был сломан бурею; но в том же году сделан новый ангел, менее прежнего, и прикреплен ко кресту таким образом, что мог поворачиваться во все стороны. Обшивка шпица с материалами и работою стоила 27,052 руб. 8 коп. Позолота же шпица, яблока, креста и ангела потребовала весьма больших издержек, всего - 2,814 червонцев. Кроме шпица был позолочен еще малый надалтарный купол с яблоком, на что употреблено 144 червонца. Вся позолота была окончена в 1775 году. Для безопасности на будущее время от молнии к шпицу был приделан в 1778 году громоотвод, под руководством академиков Эйлера, Степана Румовского и Людвига Крафта.

В 1776 году были поставлены на вновь отделанную колокольню собора часы с курантами построенные в Голландии мастером Крассом. В Петербурге часы были привезены Крассом из Голландии в 1761 году, когда еще не приступали к устройству колокольни, после пожара 1756 года. Для помещения часов был построен деревянный домик шириною в 4 сажени и вышиною в 6 аршин. В этом маленьком домике канцелярию о строении повелено было Крассу собрать и заставить действовать весь сложный громадный часовой механизм, который назначался для башни, вышиною со шпицом в 26 сажень. Посему многия вещи в часах, которыя он делал применительно к башне колокольной, пришлось переделывать. Красс должен был производить свои работы под надзором часового мастера Миллера и мастера игральной машины Ферстера, которые прежде заведовали часами на Петропавловской и Исаакиевской колокольнях. К сожалению, между О. Крассом и Миллером возникли неудовольствия, стоившие Крассу самой жизни. Работы Красса, при его умении и усердии, несмотря на стеснения, подходили уже к концу, между тем Миллер писал в канцелярию о строении, что "он присматривал тайным образом, как сам, так и чрез данных ему учеников, производство работы и до сего числа (16 января 1764 году) в часах ничего не сделано". Это огорчение до такой степени подействовало на несчастного Красса, что в апреле месяце он сделался болен, а 27 мая 1764 и года скончался. Смерть Красса надолго потом остановила окончательную отделку часов. Уже в 1763 году найден был в Петербурге вольный часовой мастер И. Ридигер, которому и поручено было осмотреть часы и объявить условия, на которых он может принять на себя труд собрать их и потом поставить на колокольню. Ридигер, по осмотре часов, объявил, что часы устроены весьма искусно и делают честь своему мастеру и что для приведения их механизма в действие нужно не более 2 месяцев. Ридигер с полным успхом окончил устройство часов и поставил их на колокольне. В конце 1776 года жители столицы снова с удовольствием услышали ту музыку, которой они лишились двадцать лет тому назад. Механик Ридигер обязался: "содержать часы и куранты в безприменном и исправном ходе, биении и игрании, а сверх того ежедневно, выключая субботу, полчаса, т.е. с половины двенадцатого до двенадцати часов, а по воскресным и другим праздником с двенадцати до второго часа играть на находящихся при часовой машине клавикордах разные музыкальныя штуки, и оныя чрез всякия четыре недели переменять".Таким образом часы могли играть разные музыкальные пьесы; их выбор зависел от мастера, заведывавшего игрою.

Бой часов, по свидетельству Рубана, был следующий: "1) полчетверти часа ударяют несколько колоколов немного; 2)четверть часа бьют несколько колоколов небольшой курант; 3) полчаса играют во многие колокола небольшой курант в половину тона; 4) часовой курант играют во все колокола во весь тон; 5) в небольшой колокол бьют полчаса; 6) а по окончании часа, ударяют в большой колокол". В 1857 году часы были исправлены в Москве известным в то время часовых дел мастером Бутеном, и до настоящего времени оглашают утро, полдень и полночь гимном "Коль славен Господь" и ежемесячно исполняют народный гимн: "Боже, царя храни". По экспертизе, произведенной в 1887 году хронометристом главной превосходный Пулковской обсерватории А. Эриксоном, "часы эти высокой и превосходной работы, совершенно сохранны и могут служить еще очень долгое время , представляя собою превосходный экземпляр замечательной прочности".

В 1779 г. в юго-западной части собора устроен теплый придел во имя святой великомученицы Екатерины, который и освящен 27 октября того же года преосвященным Гавриилом, архиепископом Новгородским и С.-Петербургским. В 1780 году возобновление собора, начатое императрицею Елизаветою Петровною, было довершено императрицею Екатериною II-ю. Возобновленный храм был освящен 14 октября того 1780 г.

Между тем время оказало свое всесокрушающее действие на соборное здание. В начале царствования Императора Николая I внутренность собора уже не представляла прежнего благолепия: живопись и позолота от пыли и копоти потемнела; масляный лак, или олифа, растрескался; осадка иконостаса увеличилась до того, что в 1829 г. на главном престоле собора было прекращено священнодействие. Почти в то же время замечено было повреждение и в кресте, стоявшем на шпице колокольни. Последовало Высочайшее повеление немедленно принять меры к исправлению замеченных повреждений. Сначала сделали мету на исправление креста; оказалось, что одни леса на высоту шпица и издержки на самое исправление его потребуют огромную сумму и займут много времени. Вот, тут-то и явился русский ум во всем своем блеске. Кровельный мастер крестьянин Телушкин письменно объяснил желание лично произвести все исправления в кресте и фигуре ангела без пособия лесов, прося уплаты только за материалы, которых потребует работа, награду же за труды свои предоставил усмотрению начальства. Такой вызов изумил всех: но мужичек говорил о своем предприятии так умно, просто и уверенно, что его допустили к работе. В три дня, с 8 октября 1830 г., он совершил свой изумительный подвиг. Главная трудность предприятия Телушкина - подняться на высоту шпица, чтобы укрепить там веревочную лестницу для безопасного восхождения с материалами для починки креста и фигуры ангела. Эту трудность он преодолел успешно, совершив свое восхождение на шпиц в два приема, следующим образом. Шпиц выложен медными золочеными листами, которые в спаях, горизонтально лежащих, гладко положены один на другой, а в вертикальных загнуты ребром, так что составляют по длине шпица полосы, выступающие от медных листов на два вершка: сими то загибами надумал воспользоваться Телушкин. Спустившись из окна шпица, опоясанный одним концом веревки, другой конец которой был прикреплен ко внутренней перекладине шпица, и, сильно ухватившись двумя пальцами обеих рук за загибы медных листов, он оперся в один из загибов снизу носком правой ноги и, утвердившись в этом положении начал двигаться влево, постепенно отодвигая себя правою рукою и ногой к близ лежащему налево загибу; достигнув его, он левою рукою схватил другой сгиб, лежащий далее и выше того, за который он держался правою рукою, и таком образом двигался одновременно и вбок и кверху. Усилия пальцев, на которых во время этого движения должна была висеть вся тяжесть его тела, были таковы, что кровь выступала из под ногтей; но, презирая боль и трудности Телушкин бодро стремился к цели совершая воздушный путь свой спиралью около шпица и таща за собою привязанную к поясу веревку, которая от движения его опоясывала шпиц винтом. Таким образом Телушкин добрался до люка. От люка вверх к яблоку Телушкин нашел железные крючья, прикрепленные на расстоянии 4 1/2 аршин один от другого и выступающие на 2 вершка от поверхности медных листов.Взяв две веревки, он составил род длинных стремян, которые по произволу могли быть уменьшаемы стягиванием веревочных концов. С трудом накинув на нижний крюк, отстоящий от окна на 8 аршин, обе веревки верхними их петлями, он стал, упершись ногами, в стремена, а руками держась за верхние части веревок. Потом, постепенно стягивая концы веревок, он достиг первого крюка, забросил петли на следующий высший и таким образом достиг до самого яблока, на которое подняться было труднее всего. Диаметр шпица под самым яблоком несколько более одного аршина, диаметр же яблока 4 аршина; следовательно, выпуклость яблока свешивается на каждую сторону более, нежели на полтора аршина. Плотно привязав веревкою ноги повыше ступней к шпицу под самым яблоком и отпустив конец другой веревки, пристегнутой к его поясу, Телеушкин повис в воздухе почти горизонтально; затем собрал кружками остаток шестисаженной веревки и, сообразив расстояние креста, окружность яблока, силу и направление ветра, порывы которого качали тогда крест, Телушкин сильным размахом рук бросил ее вверх, с движением на столь рассчитанным и удачным, что, описав круг и обернувшись вокруг основания креста, конец размотавшейся веревки повис с яблока возле Телушкина. Тогда подвиг Телушкина был совершен; завязав узлы на веревке, он без труда поднялся на вершину яблока, где благоговейно осенил себя крестным знамением и радостно взглянул вниз, где стоял толпами народ, не менее Телушкина радовавшийся его успеху. Телушкин в награду за подвиг получил медаль на аннинской ленте и 5 т.руб. ассигнациями.

В 1833 г. внутренность собора была всецело возобновлена (за 178,466 руб.); причем под иконостас подведено основание из красноватого тивдийского мрамора, вышиною в 12 вершков, для предохранения иконостаса от сырости. В 1857 г. приступлено было к устройству нового шпица - железного, вместо прежнего деревянного, который пришел в ветхость, заметно качался при сильном ветре и угрожал падением. Леса,устроенные вокруг шпица, по проекту и под наблюдением инженер-капитана Паукера, составляли верх строительного искусства и в свое время возбуждали всеобщее удивление. Леса начались не от земли, а от колокольни, - от чего протяжение их уменьшилось почти на половину, шли вокруг шпица до самого яблока и креста, и притом - таким образом, что нисколько не касались самого шпиля, так как на прочность его положиться было нельзя, а следовательно нельзя было и обременить его частию груза лесов и подвергать сотрясением, неизбежным во время постройки. Новый шпиц, устроенный на воткинских заводах, поставлен под надзором подполковника Журавского. В то де время на соборе покрыта вновь кровля белым железом; на колокольне устроен новый фонарик из доломита; внутренность собора обновлена: в алтаре и на солее настлан паркетный пол, а в соборе каменный из разноцветной путиловской плиты (1855).

В 1881 г. соборный староста, д.ст.с. П.И.Губонин, проникнутый беспредельной благодарностью к Царю-Освободителю и Мученику, с Высочайшего разрешения обновил на собственные средства собор внутри. Весь иконостас и соборные киоты покрыты новою позолотою; местные и другие иконы, фрески на потолке и стенах и самые стены были реставрированы; церковная утварь вновь позолочена. Царские мраморные гробницы освежены и вычищены; кресты на них и гербы вновь позолочены. Словом, собору во всех отношениях придано высокое благолепие; это стоило громадных издержек, но жертвователь не желал об них объявлять. Петропавловский собор, несмотря на многократные значительные исправления в нем, и ныне остается почти в том же виде, в каком был устроен первоначально. Он представляет продолговатое здание, длиною 30 сажень, шириною 14. На восточной стороне собора над алтарем возвышается небольшой в два света купол с фонарем, а на западной - высокая четвероугольная колокольня, оканчивающаяся огромным пирамидальным шпицом. Шпиц увенчан ангелом, держащим крест, как ограду и защиту царствующего града; высота шпица с яблоком и крестом 26 сажень, с колокольнею же 56 сажень. Лучшим украшением собора служит его иконостас, едвали не единственный в России, по своему необыкновенному изяществу. С первого взгляда он поражает всякого оригинальностию своей форм, своею величиною и чистотою работы. Он возвышается от полу до сводов и среднею своею частию уходит в купол, который разделяет на две равные части. Сам он разделяется на две равные половины царскими вратами, над которыми перекинута довольно высокая арка. Наверху иконостаса находится резное изображение Господа Саваофа, ниже его нерукотворенный образ Спасителя; под ним образ Воскресения Христова в великолепном и массивном киоте, резные украшения которого скрываются в куполе и невольно обращают взоры к небу. Высота и легкость арки, в соединении с массивностью находящагося на ней киота, придают этой части иконостаса необыкновенно изящный вид.

Царские врата особенно замечательны своею массивностью: они вылиты из вызолоченной через огонь бронзы, весом 600 пудов; состоят из четырех створов и украшены литыми барельефными изображениями Спасителя и 12 апостолов, среди коих в некотором углублении находится литое барельефное же изображение Божией Матери. Для удобства и легкости раствора, они движутся на рельсах, вделанных в полу; прикреплены к двум массивным чугунным столбам, наверху которых находятся резные деревянные изображения архангелов: с левой стороны - архангел Гавриил с фонарем и ветвию, а с правой - архангел Михаил с пламенным мечом и щитом, попирающий ногою дьявола. Царские врата устроены вместо прежних деревянных в 1886 году мастером Шопеном и установлены архитектором Пуаро за 24,416 рублей. Самый иконостас представляет пять как бы отдельных, огромных киотов, из которых первые четыре соединены между собою тремя вратами: царскими, северными, и южными; а пятый, самый верхний, соединен с двумя средними легко перекинутою над ними аркою. Каждый киот представляет три плоскости для икон: одну - переднюю большую и по бокам - две малые.

Плоскости киотов украшены изящными резными колоннами, а вершина увенчивается небольшими иконами в овальных рамах и резными позлащенными изображениями святых. Во всю длину иконостаса, пониже икон, имеется следующая надпись: "Всемощным соизволением Пресвятыя Животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, благодатию и поспешением усердножелательным желанием, Благочестивейшаго Перваго Петра Алексеевича, отца отечествия, Всепресветлейшаго Императора Государя и Самодержца Всероссийскаго, славной жизни Императорства своего, повелел в тезоименитство свое в первых сей храм сотворить в хвалу непостижимаго Бога; сей алтарь начат 1722 года, совершен же по преставлении блаженныя и вечнодостойныя памяти Его Величества, 1726 года месяца июня, скипетродержавства благословенной спуруги Его, великия Государыни и Императрицы Екатерины Алексеевны, Благочестивейшей Монархини Всероссийской, и при дщерях Их Величеств Великих Государынях Цесаревнах Анне Петровне и супруге Ея Герцоге, и Елизавете Петровне и при пресветлых Великих Государынях, Царевнах и Великих Княжнах Екатерине, Анне, Параскеве Иоанновнах и при внуке Его Величества Великом Князе Петре Алексеевиче, духовного ж чина Правления Святейшаго Правительствуюшаго Синода освятися во имя Святых Апостолов Петра и Павла".

Все иконы в иконостасе писаны по левкасу, на яичном желтке, русским художником Меркурьевым с товарищами. В куполе, а равно и на стенах собора выше окон помещены иконы, писанные на холсте, в начале прошлого столетия, художниками иностранцами. Над престолом в алтаре собора, во всю ширину и высоту царских врат, устроена великолепная сень, блистающая золотом и поддерживаемая четырьмя винтообразными колоннами, на резных же деревянных тумбах, с четырьмя в своде зеркальными стеклами. Наверху сени резное позлащенное изображение Христа Спасителя на престоле с благословляющими руками, с сиянием от Него и ангелами вокруг Него. И сень, и столбы ее украшены соответствующими из Священного Писания надписями. Величине надпрестольной сени соответствует и запрестольная икона Господа Саваофа, седящего на херувимех, в большой позлащенной раме, с резными вокруг нее позлащенными херувимами. У подножия сей иконы устроено горнее место. Над жертвенником в алтаре собора с потолка спускается на двух железных прутах сень, сделанная из балдахина, оставшегося в соборе после погребения императора Петра III. Внутри сени, посредине, вышит вензель в Бозе почившего Императора с короною над ним из золотого гаса, а наверху самой сени, посредине, деревянная вызолоченная корона на подушке, с четырьмя вызолоченными кистями.

Среди икон собора особенно замечательны по своей редкости иконы, собственноручно выточенные из слоновой кости императором Петром I. Иконы сии размещены в двух киотах, из которых один - в алтаре пред жертвенником, другой же - в самом храме, пред иконостасом, с левой стороны царских врат. В первом киоте, резном позлащенном, имеющем вид креста, размещены иконы святых апостолов Петра и Андрея, с резным же сиянием, и две иконы великомученицы Екатерины. Иконы сии круглые, в диаметре по три вершка, и на одной из них (великомученицы Екатерины), надпись: "1716 года января в 4 день Царское Величество пожаловал Государыне от трудов Своих". В другом же киоте, имеющем форму яслей Спасителя, следующие иконы: Распятие Иисуса Христа, святых апостолов Петра, Павла и Андрея Первозванного и святые великомученицы Екатерины. Иконы сии такие же, как и первые, и расположены в киоте крестообразно. Против сего киота, с правой стороны царских врат, хранятся священные предметы благоговейного поклонения и чествования благочестивых христиан. Первое место среди них занимает частица от святой и многоцелебной ризы Христа Спасителя,некогда взятой из Михетского храма в Грузии Шах-Аббасом, потом, в 1626 году принесенной из Персии в Москву, и ныне находящейся в тамошнем Успенском соборе. Эта частица сохраняется в небольшом серебряном позлащенном ковчеге, помещенном в киоте за стеклом. Там же, в другом серебряном ковчеге, хранится нижняя часть главы, или черепа святого великомученика Иакова Персиянина; святая глава вложена еще в серебряно-вызолоченный, открытый футляр, края которого украшены изумрудами и яхонтами. Святой Иаков Персиянин почитается целителем детских болезней, и весьма многие из усердных христиан, в случае болезни детей своих, прибегают с молитвою к нему. Близ сего киота находится такой же киот, в котором хранятся серебряные складки с частями мощей многих святых угодников Божиих.

Величественному виду иконостаса соответствуют прекрасно устроенные против него, у колонн, царское место и кафедра для проповедников слова Божия. Царское место находится у третьей колонны за правым клиросом. Оно покрыто и по бокам драпировано малиновым бархатом с золотыми кистями. Наверху над ним балдахин, с позлащенною короною, на такой же подушке; на короне помещены крестообразно скипетр и меч, также покрытые позолотою. Кафедра прикреплена к третьей левой колонне и возвышается от полу на три аршина. Над нею устроена сень, украшенная вызолоченными изображениями Господа Саваофа, четырех евангелистов и апостолов Петра и Павла. Винтообразная лестница, ведущая на кафедру, окаймлена сплошными перилами, с изображениями на них связанных событий. С этой кафедры некогда поучал неутомимый сподвижник Петра Великого, знаменитый вития того времени, архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Наконец, особенно величественный вид придают собору развешанные по стенам его военные трофеи, как свидетели подвигов русского воинства во времена Петра Великого и его царственных преемников. Сии безмолвные, но красноречивые свидетели славы России, с высоты стен и колонн, как бы осеняют царственные прахи виновников этой славы.

Гробницы в Бозе почивающих в Соборе Особ Императорской Фамилии расположены в следующем порядке:

На правой стороне собора, близ южных дверей, против местного в иконостасе образа св. апостола Петра, гробницы: Петра, Императрицы Екатерины I и Императрицы Елизаветы Петровны; во втором ряду гробницы: Императрицы Анны Иоанновны, Императора Петра III-го и Императрицы Екатерины II-й.

На левой стороне собора, против местной в иконостасе иконы св. апостола Павла, начиная от окна, гробницы: Императора Павла I, Императрицы Марии Феодоровны, Императора Александра I, Императрицы Елизаветы Алексеевны; во втором ряду гробницы: Императора Николая I, Императрицы Александры Феодоровны и Цесаревны Анны Петровны, Герцогини Шлезвиг-Голштинской.

У северных дверей собора, у стены, покоятся прахи: Царевича Павла Петровича, Царевен, благоверных дщерей Петра I: Екатерины, Наталии, Маргариты и Наталии, скончавшихся в младенчестве.

Близ северных же дверей собора, у стены покоится прах Цесаревича, Великого Князя Константина Павловича; на гробнице его находятся два железных ключа, на георгиевских лентах, от крепостей Модлина и Замостья.

За ним, ближе к западной стене, гробницы младенцев - Великих князей Александра Владимировича (Августейший сын Великого Князя Владимира Александровича) и Александра Александровича (Августейший сын по Бозе почившаго Императора Александра III).

Рядом с могилой Великого Князя Александра Александровича стоит гробница Великой княгини Александры Георгиевны.

Затем идет ряд гробниц в Бозе почивших Царя-Освободителя и Мученика, Императора Александра II, Императрицы Марии Александровны и рядом с Августейшею Своею Материю - еще свежая по горестной для нас утрате гробница незабвенного Царя - Миротворца, Александра III-го.

За гробницею Императрицы Марии Александровны, еще ближе к западной стене, гробница Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича, а против нее, у самой стены - гробница Великой Княжны Александры Александровны; за ней, далее по стене, гробница великой княгини Александры Николаевны. На гробнице, под выпуклым стеклом, хранится завядший букет, который она некогда вручила своему супругу, Принцу Гессенскому. Принц, очень рано овдовевший, завещал после своей смерти положить этот букет на гробницу. Вдоль же западной стены стоят гробницы Великих князей Константина Николаевича, Великих княжен: Марии, Александры и Анны Михайловен, Михаила Павловича и Великой Княгини Елены Павловны.На правой стороне собора, от главных западных дверей, близ придела святыя Екатерины, гробницы Великой княгини Екатерины Михайловны, Князя Сергия Максимилиановича, убитого на войне в Турции, Великой Княгини Марии Николаевны и Княжны Александры Максимилиановны. Далее, по южной стороне собора, гробницы Великого князя Вячеслава Константиновича, Великой Княгини Ольги Феодоровны, а против нее - Великого Князя Алексия Михайловича. И наконец, по той же стороне, невдалеке от южных дверей - гробница Великого князя Николая Николаевича.

Всех гробниц в Бозе почивающих в Петропавловском соборе Особ Императорской Фамилии 37; из них - 15 Императорских и 22 Великокняжеских. На Императорских гробницах, в отличии от гробниц Великокняжеских, имеются по углам Императорские бронзово-золоченные орлы. Все гробницы из белого мрамора, сбронзово-вызолоченными на них крестами и таковыми же досками с вырезанными на них надписями.

При некоторых царственных гробницах находятся фамильные иконы и другие замечательные предметы. Над гробницею Императора Петра I находится образ святого первоверховного апостола Петра, писанный на кипарисной доске, с изображением наверху его Святыя Троицы, в золотой ризе. Икона сия представляет меру его роста Императора Петра I в день его рождения (11 вершков вышиною и 3 вершка шириною); доставлена в собор по повелению Императора Николая I из придворной ризницы. рядом с этою иконою, на черной мраморной доске, на бронзовом кронштейне, стоит мраморное изображение положения во гробе Христа Спасителя, художника Риццони. Но особенно замечательно пред местным образом святого Петра паникадило из слоновой кости, с пятью свечными трубками, работы Императора Петра Великого в 1724 году, когда он находился на Олонецких минеральных водах, - первоначально пожертвованное им в церковь святых апостолов Петра и Павла, находившуюся при тех водах. В паникадиле, в средине большого яблока, положена была Государем следующая собственноручная записка: "Сие приносится в знак благодарения Господу Богу за целебныя воды. сделано при оных Марта 14 дня, 1724 года." В собор оно взято ко времени освящения в 1733 году. В 1881 году, при возобновлении всего собора ктитором онаго П.И. Губониным, к этому паникадилу сделан футляр, в виде большого вызолоченного фонаря, с Императорскою Короною наверху. На самой гробнице Петра лежит медаль, с изображением на одной стороне профиля Государя в венке, с надписью вокруг: "От благодарного потомства", а на другой Геркулеса, покоющагося на основании города С.-Петербурга. Медаль сия была поднесена депутатциею от города С.-Петербурга Императору Александру I в 1803 году, в день празднования столетия города. На другой день Император повелел Правительствующему Сенату внести медаль "с подобающею честию и приличными обрядами" в Петропавловский собор и "от лица России положить на гроб Отца Отечества, в незабвенное свидетельство пред грядущими веками, колико память Его для России священна".

На стене у гробницы, под стеклянным футляром, находится знаменитый турецкий адмиральский флаг, взятый у турок в 177 году, в достопамятном Чесменском бою. Флаг сей в 1772 г. Императрица Екатерина II, с особенным торжеством, собственноручно возложила на гробницу Основателя русского флота. Императрица повелела 29 августа в Петропавловском соборе совершать поминовение всех павших в сражениях против турок и перенести в собор морские трофеи, взятые при Чесменской битве и других морских делах. По прибытии Императрицы, члены адмиралтейств – коллегии, флагманы и капитаны, взяв эти трофеи, повергли их к стопам Ее Величества и потом внесли в собор. При входе Императрицы в собор, началась заупокойная литургия. По окончании литургии и панихиды по воинам на брани убиенных, Императрица, приняв от графа Чернышева главный флаг, подошла к гробнице Петра и, преклонив колена, повергла флаг к ея подножию. В ту же минуту барабаны загремели, раздались пушечные выстрелы и начался колокольный звон. Таким неожиданным действием Екатерина Великая торжественно изъявила благодарность создателю флота. А преосвященный Платон, бывший в то время Тверским архиепископом, произнес слово в память Петра, в котором во всем блеске высказался ораторский его талант. Исчислив труды и победы Великого, он в конце проповеди, среди глубокого, благоговейного безмолвия, с каким все присутствующие в храме внимали красноречивому слову его, внезапно оставляет кафедру, среди изумленных слушателей приближается к гробнице Петра и, коснувшись покрова ея, громким, воодушевленным голосом взывает: «Возстань, Великий Монарх, отечества нашего Отец! Возстань, и воззри на любезное изобретение твое! Возстань и насладися плодами трудов твоих!... Слыши: мы тебе твои в Архипелаге, близ берегов Азийских, Оттоманский флот до конца истребить»!... Это смелое и неожиданное ораторское движение, поразительная сила слова и величественный вид святителя, - произвели на слушателей глубокое, потрясающее душу впечатление. Государыня была восхищена словом и ораторским красноречием Платона. Стоявший близ гробницы праправнук Петра, великий князь Павел Петрович, испугался, как он сам сказал после Платону, - что «прадедушка встанет»; а известный своим наивным остроумием граф Кирилл Григорьевич Разумовский, услышав воззвание Платона к Петру, тихонько сказал окружавшим: «чего винь Его кличе? Як же встане, то всим нам достане».

При гробницы Анны Иоанновны находятся две замечательные по своей драгоценности иконы: 1) Иерусалимской Божией Матери и 2) святой пророчицы Анны. Обе сии иконы в золотых окладах, украшены бриллиантами, алмазами и бурмицкими зернами; хранятся в киоте, за печатью придворной конторы и внутренним замком.

При гробнице императора Александра I на стене находится живописный образ «Святого Семейства», в золотой ризе. Этим образом императрица Мария Феодоровна благословила государя императора Александра Павловича, в день торжественного его коронования, сентября 15 дня, 1801 года. На сем образе повешено на золотой цепочке обручальное кольцо императора Александра I, осыпанной бриллиантами. Такой де образ Богоматери с Превечным Младенцем – при гробницы Елизаветы Алексеевны, которым ее благословила императрицы Мария Феодоровна, в день торжественного ее коронования, 15 сентября 1801 года.

Прочие иконы при гробницах в Бозе почивающих особ Императорской Фамилии, небольших размеров, украшены золотыми ризами с бриллиантовыми сияниями, хранятся в деревянных позлащенных киотах, с позлащенными серебряными или бронзовыми лампадками.

Из всех других гробниц в Бозе почивающих особ Императорской Фамилии особенно незабвенны в памяти русского народа две дорогие для него гробницы: Царя – освободителя, Мученика – Императора Александра II и венценосного Сына Его, Царя-Миротворца , императора Александра III.

На гробнице Императора Александра II надпись и золотая медаль, с профилем в Бозе почившего Императора. В изголовье гробницы усердное приношение (1881 г.) Вологодской помещицы Н. Ратаевой – серебряно-вызолоченная неугасимая лампада, в виде Императорской сквозной короны, на таковой же подушке с кистями; свет горящей внутри подушки лампадки проникает во все отверстия короны и придает последней блестящий вид.

Далее, на гробнице – серебряно-вызолоченный крест, приношение «Царю-Просветителю» от женщин-врачей, и образ святого благоверного великого князя Александра Невского, в серебряно-вызолоченной с эмалью ризе – приношение «Царю-Освободителю от крестьян Кондольской волости, Саратовской губернии, в память 19 февраля 1861 и 1880 годов. На конце гробницы – серебряный подсвечник от Павловского института.

В изголовье пред гробницею, от свиты в Бозе почившего Императора, большой литой серебряный подсвечник и вензелем имени почившего в медальонах по бордюру, с фарфоровою свечей и 63 трубочками для свечей, по числу лет в Бозе почившего Императора.

В окне, в большой витрине, возле гробницы и внизу по стене размещены серебряные венки, принесенные на гроб от обеих столиц, от многочисленных городов и селений российских и от иноземных стран. Так же, по обеим сторонам витрины, два турецких знамени, возложенных на гробницу черногорскою депутациею 4 мая 1881 года. Первое знамя отбито у турок черногорскими войсками при Вучием Доле 17 июля 1876 года, под личною командою князя Черногорского Николая. Второе знамя отбито у турок под Фуньяном 2-го августа того же года черногорскими войсками, под командою Божедара Петровича.

На гробнице в Бозе почившаго Царя-Миротворца – Александра III-го надпись: «Его Императорское Величество Государь Император Александр Александрович родился в С.-Петербурге 1845 года, февраля 26 дня, вступил на престол 1881 года марта 1 дня, скончался в Ливадии 1894 года, октября 20 дня. Погребен 1894 года ноября 7 дня».

На гробнице лежит фамильный, вызолоченный, из кованого серебра, трехстворчатый складень, с изображениями внутри – Спасителя, а по сторонам – Ангела Хранителя и святого Андрея Критского, с надписью на средней наружной стороне: «В память 17 –го октября 1887 г. От Семьи». На верхней наружной стороне выгравировано изображение Распятия Спасителя с предстоящими Богоматерию и Иоанном Богословом. На нижней наружной стороне складня, славянскими буквами вырезаны следующие три псаломских стиха и начало молитвы на освящение воды: «Исповедайтеся Господеви яко благ. Да рекут избавлении Господем, ихже избави. Воспойтся Господеви песь нову, яко дивна сотвори Господь. Падет от страны Твоея тысяща и тма одесную Тебе да неприближится. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих».

Складень сей был при гробе с телом в Бозе почившего Императора, от Ливадии до С.-Петербурга, и в соборе лежал на аналогии у гроба до самого погребения тела в Бозе почившего Монарха.

На самой гробнице – две серебряно-вызолоченных лампады. Первая лампада, в изголовии гробницы – в виде Императорской Короны, такой же формы и величины, как и на гробнице Императора Александра II; на сей лампаде внизу надпись: « на могилу Императора Александра III в вечную благодарную память от графа Илариона Ивановича и графини Елизаветы Андреевны Воронцовых-Дашковых, 28 ноября, 1894 года».

Вторая лампада, посредине гробницы, - в виде шапки Мономаха, с искусственными на ней камнями (шириною ¼ аршина в диаметре, вышиною с крестом - 5 вершков), с надписью по нижней стороне: «Возлюбленному и Незабвенному Державному Командиру и Шефу – Преображенцы».

В подножии гробницы на пьедестале в виде подсвечника стоит в бронзово-вызолоченной раме двух-сторонний образ Спасителя, в серебряно-вызолоченной ризе, и Богоматери Казанской. На пьедестале-подсвечнике надпись: «Об упокоении душ в Бозе почивших Государей Императоров Александра II-го Царя-Освободителя и Александра III-го Царя-Миротворца; образ устроен усердием сельских обывателей Александровской волости мастеровых рабочих невских заводов и фабрик. На кронштейнах, укрепленных в решетке гробницы, помещены еще две живописных иконы: одна – Нерукотворенного образа Спасителя – от лейб-гвардии конного полка; другая – святого благоверного князя Александра Невского, с серебряно-вызолоченною лампадою при ней, в виде Императорской короны, окруженной серебряным венком на серебряно-вызолоченной подушке с надписью: «Незабвенному Отцу Благодетелю и державному шефу Императору Александру, собственный Его Величества Конвой».

В изголовьи гробницы укреплен к решетке серебряно-вызолоченный складень с Нерукотворенным образом Христа Спасителя, в серебряно-вызолоченной, замечательно-тонкой филигранной работы, ризе, «в молитвенную память от состоявших при дворе Почившаго в бытность Его Наследником Всероссийского Престола». У подножия гробницы укреплены к решетке две хоругви: с правой стороны – от высокопреосвященнейшаго митрополита Палладия, с левой – от Казанского университета.

Первая хоругвь замечательно дорогой работы и искусного шиться. Вся она из тонкого голубого бархата, вышитая по голубому полю золотыми орнаментами и серебряными по местам звездочками с золотыми кистями; в средине ее образ святого благоверного великого князя Александра Невского, в шитой золотом порфире, опушенной по плечам и краям весьма искусно сделанным из серебра горностаем; наверху ее осьмиконечный вызолоченный крест. На обратной стороне хоругви золотыми славянскими буквами вышита следующая надпись: «Благочестивейшему в Бозе почившему Государю Императору Александру III, Христианского благочестия Ревнителю, Защитнику и Покровителю Христовой Церкви. » Хоругвь сию, в полугодовой день кончины в Бозе почившаго Императора, 20-го апреля сего года, при торжественном служении панихиды, высокопреосвященнейший владыка собственноручно изволил возложить на гробницу Царя-Миротворца.

Вторая хоругвь из синего бархата, шитая серебром; в средине ее живописная икона Казанской Божией Матери, кругом иконы шитый серебром венок, на лентах которого – надпись: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Хоругвь сия, при торжественном служении панихиды высокопреосвященнейшим митрополитом Палладием, была возложена на гробницу в Бозе почившего Монарха депутациею от Казанского университета.

Кроме упомянутых хоругвей, к гробнице в Бозе почившего царя-Миротворца принесены три хоругви из Москвы. Первая хоругвь – от Московских художников, шитая золотом, серебром и шелками, с изображением на атласе Нерукотворенного лица Спасителя и с вышитыми золотом словами: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся», и на обратной стороне: «Вечная память и слава в роды и роды земли русской Великому Миротворцу Александру III». Она поставлена на солее против северных дверей у иконостаса. Остальные две хоругви – от общества Московских хоругвеносцев. Они – из кованого серебра, весом около четырех пудов; на древках и на самых хоругвях размещены Императорские орлы, на лицевой стороне правой хоругви – образ св. благоверного князя Даниила Московского; внизу образа надпись: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… да не смущается сердце ваше и да не устрашает»… Кругом образа серебряный венок, на ленте которого славянскими буквами вырезаны годы: 1881 и 1894. На обратной стороне хоругви, наверху, небольшая икона Божией Матери: в средине хоругви – образ святого великомученника Артемия. На лицевой стороне левой хоругви – образ благоверного великого князя Александра невского, кругом образа – серебряный венок; под образом надпись такая-же, как и на правой хоругви. На обратной стороне сей хоругви, наверху, небольшой образ спасителя; в средине хоругви – образ святого Порфирия, епископа Газского. Под сим образом вырезана надпись: «От Общества хоругвеносцев Московских Кремлевских соборов, монастырей и Казанского собора. 1895». Хоругви сии поставлены на солее, за правом и левым клиросами.

Все другие многочисленные высокоценные серебряные и золотые приношения от благодарной России и иноземных стран, восходящие числом до 800, за недостатком помещения у самой гробницы в Бозе почившего Великого Императора, по Высочайшему повелению, художественно размещены по всем стенам и колоннам собора и представляют собою как бы величественную блестящую сень, под которой мирно почивает незабвенный Царь, Хранитель мира всего мира.

Вот краткий исторический очерк Петропавловского собора. Основанный и устроенный по мысли и предначертаниям Великого Петра, он является живым памятником возникновения и расцветания нашей северной столицы. По красоте своих форм, изяществу стиля и внутреннему благолепию он представляет собой поистине царственное сооружение, а по высоте своей – и единственное в России. Сохраняя за собой долгое время первенствующее значение между храмами нашей столицы, как кафедральный храм, он всегда был и будет дорог для всей земли русской, служа священной усыпальницей Благочестивейших Царей и Цариц и всего Царствующего Дома, всегда горячо любивших Россию, предвидевших ее великое назначение в будущем и непрестанно заботившихся о поддержке ее высокого достоинства и положения в ряду других европейских держав. Сколько истинно русских душ сей святый храм за все время своего существования привлекал для молитвы об упокоении Особ Царствующего Дома! С кончиною же Великого Благодетеля народа русского и хранителя всеобщего мира, незабвенного Государя Александра Александровича, сколько сот тысяч перебывало в сем святом храме с искреннею молитвою об упокоении чистой души Его в светлых обителях царства небесного!...

Вечная память тебе, Возлюбленный Царь! Да воздаст Тебе Всевышний за все благодеяния, какия Ты оказал безгранично преданному Тебе народу Твоему!!...

С.П.

_______________

*)Прежняя деревянная церковь, пока возводились стены колокольни,
оставалась на своем месте. В 1719 г. она была перенесена в солда-
ския слободы, где в 1720 г. была освящена во имя святого апостола
Матфия, в память взятия города Нарвы в 1704 году, 9 августа.
В 1806 году за ветхостью она была разобрана, а иконостас ее
перенесен в придельный алтарь ближайшей к ней Покровской (Мат-
фиевской) церкви.

**)Это видно из двух царских наказов князю А.А.Черкасскому 1715 и
1716 гг. Стен не было еще в 1715 г; вот почему под колокольнею погребены:
кронпринцесса Шарлотта-Христина - София, супруга царевича Алексия
Петровича (27 октября 1715 г.), царица Марфа Матфиевна (6 января
1716 г.), царевич Алексий Петрович (30 июня 1718 г.), и благоверная
царевна Мария Алексиевна (12 марта 1923 г.); следовательно и в
1723 г. собор еще не был вполне окончен.

Главная

Сайт управляется системой uCoz